16.08.07 20:30
«Полноценный генеральный план развития города был составлен 30 лет назад, так что новый генплан – событие в некотором смысле эпическое, - заявил начальник Главного управления архитектуры и градостроительства города Валерий Арбатский. - Все эти годы приходилось опираться на предыдущую схему советского характера, которая подразумевала, прежде всего, что в личном транспорте советский народ не нуждается, соответственно, в скоростных магистралях тоже. Сейчас же новый генплан составлен исходя из социально-экономических условий».
Поэтапный план строительства рассчитан с перспективой до 2030 года, причем не отменяет корректировки с возможным появлением новых градостроительных решений. В подготовке генплана специалисты провели детальный анализ использования территорий.
С учетом прогноза роста населения к 2030 году (прежде всего, за счет мигрантов), генпланом предусмотрено упорядочивание, а затем и расширение территорий Новосибирска. С учетом транспортных проблем новым генпланом заложено создание скоростных магистралей и линий. На утверждении находится и схема территориального планирования Новосибирской области до 2025 года. В ней роль Новосибирска закреплена как стратегического центра области, центра региона и страны. В этой связи предполагается значительное строительство общественно-деловых зон, а также создание системы центров города при сохранении и развитии исторического ядра.
Структура центра получит развитие вдоль скоростных магистралей, а локальные центры свяжутся в единую систему городского центра. Генплан сохраняет все зеленые массивы. На месте дачных поселков, которые стихийно выстраивали для трудящихся заводов с учетом близости места работы, планируются парки.
Сейчас в дачах около промышленных центров нет целесообразности, т.к. они не выполняют свою оздоровительную функцию, считают разработчики генплана, так что поэтапно дачи начнут заменять жилыми зонами. Выносу будут подлежать мелкие объекты производственного и иного назначения, однако, большие площади, занятые промышленными зонами, будут перепрофилированы. Процесс выноса предприятий с вредными источниками выбросов уже начался.
«Они сами подают заявки на выброс, так как сегодня экономически невыгодно содержать предприятия в тех зонах, где приходится платить налоги и штрафы», - заверил заместитель генерального директора ОАО «СИАСК» Михаил Ельский.
Основная задача генплана – рациональное использование территорий города, подчеркнул Ельский.
«Однако в Новосибирске сейчас много проблем с коммунальными зонами, например на территориях расположения гаражей. Очистки канализационных стоков там нет, в придачу еще организованы несанкционированные свалки».
Что же касается дач в экологически чистых районах города, например, Академгородке, то их уже давно начали переводить в статус жилых домов.
«Мы не выбрасываем дачников на улицу, – подчеркнул Валерий Арбатский. – Их право – не уступать».
Генплан подчас призван исправить дисбаланс исторического развития города в градостроительном плане. Как пояснил Михаил Ельский, в отличие от других городов-«миллионеров», Новосибирск формировался не от ядра к периферии, а наоборот. В процессе присоединения территорий центр города переместился. Сейчас это правый берег. Соответственно, левый берег страдает от нехватки зеленых насаждений. Новый генплан предполагает дополнительные зеленые насаждения. Транспортная структура также не решалась для города цельно из-за разделения его на два берега. У Новосибирска сейчас отсутствует ценностное восприятие его иногородним населением.
«Необходимо, чтобы мегаполис ощущался уже при въезде в сам город, а не так, как сегодня: лес-лес – и вдруг оперный театр», - возмущается главный инженер проекта «Генеральный план Новосибирска» Владимир Ермишкин.
Количество магистральных улиц не дотягивает даже до советских нормативов. Генпланом предусмотрено развитие скоростных магистралей с непрерывным движением, которые будут занимать порядка 10 процентов территории города. Выходы с мостов будут не упираться, как сегодня, в поперечные улицы, а продолжаться через весь город до выхода на федеральную трассу. Город будет опоясываться скоростными магистралями. На всех федеральных трассах на въезды в город возведут автовокзалы.
Метрополитен продолжится новыми линиями во всех концах города. В перспективе генплана заложена и кольцевая линия метро. Трамваи, не удовлетворяющие нормам безопасности, заменят на скоростные, и уведут с полотна автодорог, проведя рельсы рядом с ними. Появятся и новые трамвайные маршруты. Не забыт и такой специфический транспорт, как вертолеты – генпланом заложено 19 вертолетных площадок. Вертолетный парк, правда, рассчитан для МЧС, патрульные службы ГАИ, медицинские и другие службы в целях оказания помощи экстренной необходимости.
Другая проблема Новосибирска – отсутствие выходов к реке Обь (не считая одной-единственной Набережной на правом берегу и пляжей).
«А ведь Новосибирск – единственный в Сибири город, стоящий на реке», - подчеркнул Михаил Ельский.
После проведения мероприятий по инженерной подготовке на левом берегу будет создан общественно-деловой центр с организацией Набережной.
«Тогда характер восприятия Новосибирска изменится и с водного пространства», - отметил он.
Генпланом также предусмотрена программа по рекультивации малых рек и их очистке для мест отдыха. Что же до строительства частного жилья, то любой новосибирец вправе на публичных слушаниях оспорить точечную застройку у себя во дворе, а также то строительство, которое считает неправомерным, добавил Валерий Арбатский. Первые публичные слушания по генеральному плану пройдут в октябре и уже к Новому году, по прогнозу Валерия Арбатского, новый план должны будут утвердить.